Источник фото: drive2.ru


[08-06-2017: добавлены новые паспорта и сканы, обновлены выводы. ]

[09-06-2017: Сергей из bmwservice похвалил данный материал в своем посте про Лукойл Экто 100. Это особенно приятно, так как именно статьи Сергея в 2013 году полностью перевернули мое представление о том, что такое «правильная эксплуатация автомобиля». После этого появилось стремление детально разбираться во всем самостоятельно и завести свой авто — блог.

А еще, из-за bmwservice, я перешел на Xenum WRX, холодные термостаты и АИ98. Благодаря чему, мой N54 и по сей день радует меня нулевым расходом масла, несмотря на пробег 50 тыс. км. и все издевательства над ним 🙂 ]

[15-07-2018: добавлен паспорт на Газпромнефть G-Drive 100, обновлены выводы. ]


Для более глубокого представления о том, что такое современное топливо и как его состав и параметры влиют на мощность — рекомендую ознакомится с данными материалами про бензин: Часть 1 (Вводая) и Часть 2(практическая).

Без лишнего пафоса и шума Лукойл заменил на АЗС в центральном регионе АИ 98 на АИ 100. Что это: маркетинговый ход или новый стандарт качества для моторного топлива для повседневной эксплуатации доработанных и спортивных ДВС?

Встречаем звезду сегодняшнего анализа:

Паспорт топлива Лукойл Экто 100.

Основные характеристики топлива:

  • Октановое число (Исследовательский метод): 100,6
  • Октановое число (Моторный метод): 89,3
  • Плотность, кг/м3: 746,9
  • Массовая доля кислорода, %: 1,4
  • Объемная доля оксигинатов (МТБЭ), %: 7,8
  • Массовая доля серы, мг/кг: 4,1
  • Объемная доля бензола, %: 0,46
  • Присадка многофункциональная, % масс.: 0,01

Если говорить коротко, то, к сожалению, особых изменений в составе и качестве топлива с 2015 года не наблюдается. И сейчас я обьясню, почему этот 100-й бензин не сильно отличается от 98-го, образца января 2015 года, а по некоторым параметрам проигрывает Экто 98 производившимся в 2016-2017 гг.

Наименование/параметрыОЧ(и)ОЧ(м)Плотность, кг/м3Кислород, % масс.Оксигинаты (МТБЭ), % об.Сера, мг/кгБензол, % об.Присадки многофункциональные, %Паспорт топлива
Лукойл Экто 100,
Москва, 2017-05-28
100,689,3746,91,47,84,1 0,460,1% масс.
(в паспорте указано 0,01 % масс. - вероятно опечатка)
Лукойл Экто 98, Москва, 2017, без МТБЭ99,388,0734,6003,90,810,1% масс.
Лукойл Экто 98, Москва, 2015-01-2098,288,0750,51,558,613,20,620,095 % масс.
BP Ultimate 98, Москва, 2016-04-0598,489,0736,81,538,25,40,21Basf F00005A - 0,146 % об.
Shell V-Power Racing (АИ 98), Москва, 2017-05-0398,388,47570,54380,6Basf Nemo 6125 - 0,2055% об. (обновление присадки)
Shell V-Power Racing (АИ 98), Москва, 2016-02-0898,588,5738,51,538,47,10,53Basf Nemo 6115 - 0,239% об.
Газпромнефть G-Drive АИ 98,
Москва, 2016-04-14
99,188,5740,61,1680,2Hitec 6473 - 0,056% об.
Газпромнефть G-Drive АИ 100,
Москва, 2018-07-14
101,190,0749,11,910,650,7Hitec 6473 - 0,028% об.

Паспорта на топливо за 2016 год и часть за 2017 год представлены Михаилом Крячко.

Отличия нового Экто 100 (2017 год) от старого Экто 98 (2015 год):

  • На мощностные характеристики двигателей влияет ОЧ исследованное по моторному методу, так как с ростом нагрузки и оборотов фактическое ОЧ топлива приближается к этому значению (падает). По данному показателю рост гораздо скромнее чем по ОЧи, но тем немее он есть. (+-)
  • Плотность топлива незначительно снизилась, что негативно скажется на мощностных характеристиках в предельных режимах работы топливной системы. (-)
  • Доля оксигинатов и бензола незначительно снизилась, что повышает калорийность топлива и положительно влияет на мощность. (+)
  • Содержание многофункциональных присадок незначительно выросло, но есть предположения, что сама присадка заменена на более простую (+-).

По сравнению с Экто 98  2015 года прогресс неплохой.

Отличия Экто 100 (2017 год) от Экто 98 (2016-2017 гг):

Лукойл, в промежутке примерно с мая 2016 года по весну 2017 года производил АИ-98 без оксигенатов (МТБЭ) с очень заманчивыми характеристиками для современных турбо-моторов: высокая калорийность за счет отсутствия МТБЭ. Однако, судя по тому, что плотность у топлива отличалась от Экто 100 и старого Экто 98 — технология проивзводства такого топлива или сырье были иными и, наверняка, себестоимость была высокой. Неспроста еще несколько лет назад купить даже «чистый» АИ-95 было большой удачей, а «чистый» АИ-98 вообще отсутствовал в природе.

Но в итоге, предположительно, компания приняла решения вернуться к старой технологии/составу с добавлением стандартных 7-8% МТБЭ, но немного увеличить ОЧи и ОЧм (на 1 единицу).

Кстати многие автолюбители до сих пор считаю, что любой бензин производят из АИ-80 с помощью присадок 🙂 Экто 98 образца 2016 года опровергает такую точку зрения полностью.

  • Октановые числа и по исследовательскому и по моторному методу выросли всего на 1 единицу или даже меньше.  Рост всего на 1%! (+-)
  • Плотность топлива выросла на 1,6%  (+)
  • Доля оксигинатов  значительно выросла, что снижает итоговую калорийность топлива на 30% от содержания МТБЭ (Калорийность МТБЭ на 30% ниже калорийности топлива) — т.е. на 1,5-3%(-)

По сравнению с Экто 98  2016-2017 года прогресс очень сомнительный. Я бы для турбо-моторов с стадиями тюнинга Stage 1 и Stage 2 для повседневной эксплуатации предпочел чистый, безоксигинатный Экто 98 из-за его высокой калорийности. В экстремальных режимах эксплуатации: Stage 2+ и выше, соревнования, высокие температуры — Экто 100 предпочтительнее, так как лучше сопротивляется детонации.

Отличия Газпромнефть G-Drive 100 (2018 год) от Газпромнефть G-Drive 98 (2017 год):

Газпромнефть пошла по стопам Лукойла и накачала свой 98-й ударными дозами МТБЭ и бензола. Правда на эту нехитрую операцию компании потребовался целый год! Но в результате ОЧ получилось очень внушительным: более 101 по исследовательскому методу и ровно 90 по моторному.

Оксигинаты и бензол — удовольствие не дешёвое, поэтому производитель в 2 раза сократил содержание моющей многофункциональной присадки в топливе. Учитывая, что и раньше концентрация была самой скромной на рынке, можно говорить о том, что в G-Drive 100 моющей присадки практически нет. 1,5 стакана на тонну топлива — это не серьезно.

Тем не менее, новый G-Drive 100 — лучший выбор для чипованных турбо-моторов, которые смогут агрессивнее откорректировать углы зажигания, что бы выжать дополнительные лошади из лишних октановых чисел.  Но для стоковых силовых установок толку от высоких чисел в чеке за бензин будет мало.

Отличия Экто 100 (2017 год) от Газпромнефть G-Drive 100 (2018 год):

Не прошло и года, как Газпромнефть решила перейти на выпуск АИ-100 вместо АИ 98. Чуда не произошло второй раз. Перед нами, как и в случае с Лукойлом, все тот же АИ-98 «на стероидах».

  • Октановые числа по обоим методам выше у G-Drive 100 (-)
  • Плотность топлива выше у G-Drive 100 (-)
  • Доля оксигинатов и бензола ниже у Лукойл Экто 100, следовательно он лучше для автомобилей со стандартными программами управления двигателем (без тюнинга). (+)
  • Содержание многофункциональных присадок в Экто 100 гораздо выше (+).

Выбор между G-Drive 100 и Экто 100 — простой. Для автомобилей со стандартными двигателями и прошивками Экто 100 будет лучше, в связи с меньшим содержанием присадок и бОльшей калорийностью. Если же нужна максимальная защита двигателя от детонации — то G-Drive 100 вне конкуренции.

Отличия Экто 100 (2017 год) от BP Ultimate (2015-2017 гг.):

  • Октановое число и по моторному методу совпадают (+-)
  • Плотность Экто 100 выше, чем у BP Ultimate на 1,5%  (+)
  • Содержание оксигинатов (МТБЭ), и следовательно калорийность примерно совпадают (+-)
  • Многофункциональная присадка в Экто 100 гораздо проще и ее меньше в 1,5 раза. (-)

Если выбирать сегодня между Экто 100 и BP Ultimate — то я бы наверное предпочел BP за счет более прогрессивной присадки с модификаторами трения.

Отличия Экто 100 (2017 год) от Shell V-Power Racing (2017 год):

  • Октановое число и по моторному методу у Экто 100 на 0,5% выше (+-)
  • Плотность Экто 100 ниже чем у Shell Shell V-Power Racing на 1,3%. Shell рекордсмен по плотности!  (-)
  • В Экто 100 гораздо больше МТБЭ, т.е. ниже калорийность чем у  Shell (-)
  • Многофункциональная присадка в Экто 100 гораздо проще и ее меньше в 2 раза. Кроме того в 2017 году Shell перешло с Basf Nemo 6115 на 6125  (-)

Если выбирать сегодня между Экто 100 и Shell V-Power Racing — то на повседнев я бы предпочел Shell за счет более прогрессивной присадки с модификаторами трения, за высокую плотность и калорийность. Однако Shell не имеет своих НПЗ в РФ и закупает топливо у других игроков рынка. На АЗС Shell всегда надо проверять паспорт перед покупкой, так как характеристики самого топлива могут очень сильно отличаться в зависимости от того, кто конечный производитель конкретной партии топлива.

Вывод.

Октановое число Лукойл Экто 100 на практике будет не таким высоким, как вы ожидаете, но повышение хоть и на 0,5%-1% лишним не бывает.
Калорийность по сравнению с безоксигинатным, «чистым» и настоящим АИ 98 упала, а кислород опять появился. Для мощных турбо-моторов это плохо, для заряженных атмо  — хорошо.  Про стоковые моторы я молчу. Как показывают исследования Авторевю, на современных двигателях без доработок (чип-тюнинга) разницы в расходе/мощности может не быть даже при сравнении АИ 92 с АИ 98 🙂

Позиционирование товара — верное. Это не новый продукт, а обновленная и (но не всегда улучшенная) версия хорошо знакомого ЭКТО АИ 98, причем — по старой цене. При таком подходе, «бесплатный» апргейд должен немного радовать, но чудес ожидать не стоит. Особенно на турбо-моторах с небольшой степенью тюнинга.

Экто 100 я рекомендую для турбо-моторов с непосредственным впрыском и стадиями тюнинга от Stage 2 и выше.

Для форсированных атмо-моторов рекомендую топливо с максимальным содержанием оксигинатов — G-Drive 100.

Для совервнований, трек-дней и при высоких уличных температурах лучшим выбором так же будет G-Drive 100, так как октановое число у него максимальное на рынке.

Для повседневной эксплуатации турбо-моторов в 2017 году лучше всего подойдет Shell V-Power Racing — высочайшая плотность (+ 1,5-3%) и минимум МТБЭ (- 5%) дают максимальную калорийность (до + 5 %) и вишенка на торте — обновленная присадка Nemo 6125 с лошадиной концентрацией в 2 раза выше, чем у Лукойл. Но нужно проверять каждый раз, не изменился ли у Shell состав бензина в новой партии.

Отвечая на вопрос в начале статьи — истина, как всегда, где-то по середине: хоть маркетинга в Экто 100 и больше, чем эволюции,  небольшое улучшение характеристик — есть. При этом выдающихся параметров — нет. Борьба между брендами идет на доли процентов 🙂

Но главное — маркетинговая война между брендами вышла на новый уровень, а значит стоит ожидать ответов от конкурентов, от чего авто-энтузиасты только выиграют!

PS. Что я лью в свой турбовый автомобиль с непосредственным впрыском и прошивкой Stage 1?

  • Экто 98 и Экто 100.

Почему?

  • АЗС Лукойла всех ближе к моему дому 🙂

Когда еду за город то лью любой АИ 98. Разницы между различными брендами не ощущаю, особенно после того как поставил бензонасос на 400 л/ч.

  • Роман

    А по поводу 95 бензина можно от вас получить такую же статью?)

    • Александр Панкратов

      Информация по АИ-95 за 2015 год есть в предыдущей части: Про бензин. Часть 2.

      Сравнить новые паспорта можно, но нужна цель, а ее я не вижу 🙂

      АИ-95 — массовый продукт. Технологии производства отточены. Колебания показателей почти нет. Содержание кислорода и оксигинатов — минимально. В 2016 году кислорода у BP/ТНК/Роснефть (это одна компания) и ГПН — 0,5%, у Лукойла — 0%. Мелкие игроки типа Shell, Agip, Нефтьмагистраль и тд. покупают топливо у крупных.
      Октановое число сравнивать — нет смысла: показатели стоковых моторов сейчас очень слабо откликаются на изменение октанового числа, мощность и расход не меняются. Да и сами ОЧ на всех АЗС разнятся в пределах погрешности: ОЧи 95-96, ОЧм — 85-86.

      Присадки поменялись за 2 года не сильно. Да и толку от них на исправном моторе практически нет. АИ-95 — он и с многофункциональными присадками — АИ-95.

      Если мы говорим про небольшие города/области, то топливо на большинстве АЗС вообще может быть с одного НПЗ. Например в Ярославской и Костромской областях на многих АЗС топливо со Ярославского НПЗ. Проверял на Лукойл, ТНК, Татнефть.

      В итоге для себя я еще 2 года назад сделал такой вывод — топливо оно как молоко. Пакеты разные, а вкус одинаковый 🙂 Подделки, может и встречаются, но надо постараться, что бы найти. Ну и смысл сравнивать «домик в деревне» с «простаквашино»? Даже Экто 100 — не исключение (по сравнению с другими АИ-98, конечно).

      Лейте любой АИ-95, который нравится (если, конечно, ваш мотор и условия эксплуатации позволяют АИ-95). АЗС выбирайте по цене и расстоянию.

      • Георгий

        ЗДРАВСТВУЙТЕ! Позвольте мне немного с Вами не согласиться по поводу ответа двиглов (нетурбированных) на разные октановые числа. Я езжу на простенькой Альмера Классик Ниссан 107 л/с. Заправлялся всегда 95 Роснефть (Ставрополь) затем после долгих сомнений стал заправлять 98. Что получил — прирост мощности и низкий расход топлива — 6,6 /100 км по трассе — 98 бензин, 7,1-7,3/100 км — 95 бензин. Некоторое время спустя заправился 100 экто на Лукойле. Что получил -по прежнему хорошую мощность (естественно для НАК овского двигла) и более низкий расход топлива — до 6,3 л/100 км. Экто 100 Лукойл заправлял в Воронежской области.
        Скажу еще что после перехода на Евро-5 машина на 95 бензине стала тупить и вяло разгоняться. После заправки 98 бензином эти проблемы прошли. ( и это ко всему что на Ставрополье бензин не самый лучший)

        • Александр Панкратов

          Я с вами абсолютно согласен! А где у меня указано, что атмосферные двигатели не чувствительны к октану? Надо уточнить формулировку…

          Атмосферные двигатели с классическими системами впрыска сильнее всего реагируют на повышение октанового числа и наличие кислорода в топливе (спирты, оксигинаты…). Так же с ростом октанового числа, обычно растет плотность топлива, за счет чего в вашем баке просто помещается больше топлива в массовом выражении. Т.е. в кг расход остается схожим, а вот в литрах — уменьшается.

          В предыдущей статье так же приведены результаты тестирования всей линейки топлив Shell на разных двигателях от Авторевю. Данное исследование и подтверждает такую точку зрения.

          Однако современные турбомоторы со стандартными прошивками имеют крайне слабую чувствительность к качеству топлива. Но при этом они более подвержены риску детонации!

  • Steel Angel

    Отличная содержательная статья и блог, респект!
    Только рекомендую больше оптимизоровать под мобильные устройства.

  • Юрий

    Отличная статья, но хотелось бы узнать вот что, езжу на стереньком пепелаце БМВ е39 m52b20, пробег 450 000 км, всё время кормил АИ 92, можно ли заливать постоянно АИ 100 от Лукойл, поездил на нём месяц, и очень понравился расход — 8.9 в смешанном цикле против 9.7 на АИ 92 на 100км при разнице в цене бака в 500 руб (70л) проезжаю существенно больше на баке, справится ли ЭБУ с регулировкой угла опережения зажигания, как может отразиться на системе выпуска (каталитатор вырезан)

    • Александр Панкратов

      Автопроизводитель четко указывает в инструкции по эксплуатации МИНИМАЛЬНОЕ октановое число. Максимальное октановое число не ограничено. Удельная теплота сгорания, скорость горения и прочие важные параметры у аи 92 и аи 98(100) почти не отличаются. Об этом можете почитать в первой части «про бензин» (ссылка в начале статьи).

      Эбу не потребуется регулировать угол зажигания, это же не газ. Вот у газа скорость горения низкая, поэтому надо принудительно увеличивать углы.

      Кроме того у вас вырезаны катализаторы, следовательно, стоят обманки вместо датчиков кислорода, следовательно ваш мотор не испугается повышенных значений по кислороду в выхлопе из за кислородсодержащих присадок в АИ98 (100). Вообщем никаких минусов кроме цены у аи98 (100) нет. Смело заливайте и наслаждайтесь.

  • Алексей

    Здравствуйте, подскажите имеет ли смысл лить 98/100 бензин в BMW 320I с мотором b48 184лс степерь сжатия 11.
    спасибо!

    • Алексей

      дополнение.
      кажется у меня мотор с адаптацией для РФ с пониженной СЖ 10.2.

      • Александр Панкратов

        Высокое октановое число защищает от детонации и разрушения двигателя при высоких нагрузках и/или температурах. Так же, чем выше обороты двигателя, тем выше нужен октан (т.е. в пробке зимой можно и аи92).

        На стоковой прошивке на турбомоторе высокое ОЧ не прибавит мощности, проверено в Авторевю (результаты в предыдущих статьях). Расход может упасть из-за большей плотности, но опять же незначительно.

        Так что все зависит от целей. Если вы купили новую машину, что бы по пробкам ездить до работы, и через 3 года планируете ее продать, то можно и на аи 92 кататься, двигатель, скорее всего, выдержит 🙂

        А если машина это хобби, езда сопровождается отжигами со светофора, движением на высоких скоростях и прочим мелким хулиганством :), то для защиты от детонации высокий октан крайне желателен.

        В принципе, все это можно делать и на аи92~95, но в один прекрасный день поршень в 4 цилиндре развалится (двигатель расположен продольно, в 4 самая высокая температура). Это может быть и месяц, а может быть и пара лет.

        Я дле себя решил, что лишние 5%-10% цены топлива не стоят головной боли и всегда лью максимальный октан.

        • Олег

          Александр, здравствуйте! Подскажите, на BMW 316i с двигателем 136л/с без прошивок сотый бензин не навредит мотору? В паспорте написано, что 98 бензин максимальное ОЧ. Спасибо.

          • Александр Панкратов

            В уверены, что в инструкции написано «Максимальное ОЧ — 98»? У меня в инструкции указано только минимальное и рекомендуемое, максимальное не ограничивается.

            Физически АИ-100 или даже АИ-116 (есть и такой по 150 руб/литр) может навредить только вашему кошельку. Но бывают редкие случаи когда блоки управления некоторых моторов пугаются высоких значений кислорода в отработавших газах и при работе на высокотановых бензинах с большим содержанием кислорода (окисгенатов или спиртов). Однако у меня в инструкции указано, что мой в мотор (BMW n54b30) допускается допливо с сожержанием МТБЭ до 15%. Т.е. запас по этому показателю примерно двухкратный в случае с АИ-100. Так что 99% что никаких проблем не возникнет.

            Но на всякий случай можно залить пол бака. Так что даже если после заправки загорится «check engine» — ничего страшного. Сможете сразу разбавить обычным 95-м с того же лукойла (в нем вообще нет кислорода, так что будет в самый раз). Подробнее про эту проблему в конце первой части «Про бензин» или тут: http://bmwservice.livejournal.com/86574.html

  • Саня

    А если катализатор не вырезан, не спалит ли его экто 100?

    • Александр Панкратов

      Это не возможно, у бензина скорость горения и удельная теплота сгорания сейчас практически одинакова для всех октановых чисел. Даже в мотоциклах применяют аи95, а там время рабочего цикла в 2-3 раза меньше чем в автомобилях.

      Катализатор может пострадать от низкого октанового числа — для борьбы с детонацией блоки управления беднят смесь и изменяют углы зажигания, из за этого смесь может догорать в выпускном коллекторе.

    • Александр Панкратов

      Вырезание катализатора, кстати весьма бесполезный процесс, лучше просто изменить прошивку. https://www.tech-drive.ru/?p=1311

  • Андрей

    Добрый день,
    интересная статья. Но вот нигде не увидел комментариев по поводу содержания серы в бензине.
    Согласно опубликованной таблице в Экто-100 ее меньше всего, а в Шелл випауэр рэйсинг больше всего. Это критично?
    Авто у меня Х6М е71 (рестайловый). По ощущениям, при заправке на шелл 98-м машина бодрее едет, чем при заправке Эко-100.
    В целом Шелл випауэр рэйсинг устраивает, но смутило самое большое количество серы в нем. Что скажите на данный счет? в частности применительно к мотору БМВ S63?

    • Александр Панкратов

      Привет!

      Сейчас все бензины в центральном регионе РФ соответствуют экологическому классу 5. Экологический класс, как раз, помимо прочего, определяет содержание серы.

      Сера является природным противоизносным коспонентом, поэтому полезна для топливных насосов, форсунок и тд. Но при сгорании она окисляется и превращается в серную кислоту. Ее пары могут проникать в картер и окислять масло и все элементы двигателя. Однако не могу сказать насколько сильно влияение серной кислоты в ОГ на масло, если компрессия в двигателе нормальная.

      Однако, можно точно сказать, что раньше содержание серы в бензине было в десятки (!) раз больше, и это не вызывало каких либо проблем 🙂

      Массовая доля серы для автомобильного бензина класса 2 должна составлять не более 500 мг/кг, класса 3 — не более 150 мг/кг, класса 4 — не более 50 мг/кг, класса 5 — не более 10 мг/кг. (Источник: https://ria.ru/spravka/20120828/732229688.html)

      Еще 10—15 лет назад на АЗС разрешено было продвать топливо с содержанием серы в 15—50 раз выше, чем сейчас. При этом на рынке уже были конструктивно сложные ДВС. Мотор bmw n54, С непосредственным впрыском и двумя турбинами был представлен, например, в 2006 году, т.е. 11 лет назад.

      Сейчас есть разброс в сере, и он фактически может достигать даже 2—3 раз (например 3 и 9 мг/кг), но я считаю, что любое содержание ниже 50 мг/кг (класс 4) приемо. Особенно если используется полнозольное моторное масло с допусками ACEA A3/B4, а не малозольное-экологичное ACEA C5.

      Полнозольные масла имеют высокий щелочной индекс, поэтому дольше сопротивляются оксислению и медленнее теряют моющие свойства, т.е. менее чувствительны к сожержанию серы в топливе.

      Масла с допуском ACEA C5 крайне не рекомендую использовать ни при каких условиях, поэтому и смысла в низком содержании серы в бензине нет.

  • Евгений

    Привет,очень толково всё разъяснил ,но все же мучают некоторые вопросы .если ответишь буду очень признателен)!У меня бмв 528i f10 2 литра турбо и по мануалу рекомендуют аи 95 ,так же спрашивал в разных сервисах мнение насчёт топлива и все говорят лить 95.Так где же истина машина ведь турбированная и логично лить 98.Кстати некоторые сервисы говорили что на 100 бензине у меня прогорят клапана )))

    • Александр Панкратов

      Про бензин: часть 1.
      Про бензин: часть 2

      Там все подробно расписал и про октановое число и про прогорание клапанов и про присадки. В инструкции к тройке f30 указано, что минимальное октановое число — 91, рекомендованное — 95. Ограничений по максимальному октановому числу у совреенных автомобилей нет. Можно заливать хоть аи116. Другой вопрос: зачем?

      АИ 100 на стандартной прошивке мощности не добавит. В тестах авторевю (результаты в первой ссылке) бмв 116 показала одинаковые результаты на всех октановых числах от 92 до 98. Повышенное ОЧ только гарантирует отсутствие детонации при высоких нагрузках и температурах и сохранность двигателя и турбины. По пробкам можно тошнить даже на 92.

      Если нет цели экономить 5—10% на топливе, то рекомендую задивать всегда аи 98—100 и не париться насчет детонации. Только не стоит ждать каких либо изменений в поведении автомобиля, на турбо моторе их не будет 🙂

  • станислав

    привет! а когда новая статья про бензин?

    • Александр Панкратов

      Привет! Новая статья не планируется. Но в прошлом месяце немного дополнил эту — добавил паспорт на ГПН G-Drive 100.