Статья о том, чему я научился за первые годы после получения прав.

Мои пробеги не превышают 10 тыс. км./год. При больших пробегах опыт будет приходить быстрее. Поехали.

 

Год 0. Обучение.

Обучение в автошколе проходило довольно легко, теория воспринималась с интересом, а на практику я ходил с огромным удовольствием.

Сдавать на права только после обучения в автошколе — это правильно, мотивация учить  гораздо сильнее, чем при самостоятельной подготовке.

Дополнительными практическими занятиями я не пользовался и честно откатал все 11 академических часов. Упражнения на площадке давались неплохо, хотя нервное напряжение было большим — после занятий плечи и шея болели, а рубашка на спине была мокрой от пота (и это в феврале). Тем не менее, выехав в город на 3-ем занятии я был просто в шоке. Во всех поездках в городе моими задачами были (в порядке приоритета):

Экзамен

Картина в полной мере передает сложности и ужасы обучения.

  • не заглохнуть;
  • переключать передачи;
  • никуда не врезаться;

Думать о каких то других вещах, таких как правила и знаки было для меня совершенно не возможно — на это просто не хватало умственных сил. После 11 практических занятий ситуация улучшилась не сильно.

На права я сдавал долго и тяжело: сначала один раз не сдал теорию, а потом еще пару раз «город». И если теория — целиком моя вина, то на сдаче «города» инспектор заваливал не моргая глазом. Сейчас я совершенно согласен, что после 11 часов практики категорически нельзя выпускать человека на дорогу. Особенно в крупных городах.

Тем не менее я получил права и начал ездить. Первые пол года я ездил только с отцом и на автомате. Столько ругани я не слышал от него за все предыдущие годы. Для него это время проходило очень тяжело. Нервные клетки гибли в неравной борьбе с моей ужасной ездой.

Лучшая в мире автошкола.

Сложности на дороге были во всем и основная — в том, что я мог думать лишь о том, как я еду, а не куда. Доехать до магазина или до работы без четких указаний направления на каждом перекрестке было невыполнимой задачей. «Как» тоже было ужасным. Выбрать в какую полосу встать на двухполостной дороге у светофора было невозможно: в в правой полосе едут медленнее, а на другой могут повернуть налево, но машин там меньше. Ступор.

Знаки, ямы  — все это было где-то в другом измерении. Коробка автомат, большие колеса и прочная (или дешевая) подвеска — ваши главные друзья.

СОВЕТЫ:

  1. Учиться на автомате;
  2. Брать максимальное количество доп. занятий в городе.
  3. Понять, что сносно водить получится минимум через год.
  4. Смириться с п.3.
  5. Бояться водить — это нормально.
  6. Неудачи на экзаменах забываются, не принимайте их близко к сердцу.

 

Год 1. Своя машина.

Страшный период в жизни отца закончился и через пол года я стал ездить более менее осознано и безопасно для окружающих. Пришел волнующий момент приобретения собственного автомобиля.

FirstLove

Первая машина. Saab 9-5 2,3t 1999 г.в.

Не зря говорят, что первый автомобиль, как первая любовь — навсегда останется в памяти. Моей памятью стал Saab 9-5 2,3t SE. Он был далеко не новым. Но зато там был очень замечательный салон, удобные кресла, климат-контроль, довольно мощный двигатель 170 л.с. и механическая коробка передач. Лучше не придумаешь.

Совладать с коробкой после полугодового перерыва сразу не удалось, но за несколько часов я освоился.

Правда страх никуда не делся. Надо сказать, трасса и город совсем разные, слабо связанные вещи. Опыт поездок в городе никак не поможет на трассе и наоборот.

Поездки по трассе были для меня относительно легкими, не считая обгонов, конечно. Но вот город — тут все было сложно, как любят выражаться в соц. сетях.

В первый год, прежде чем куда то поехать, я проводил 10-30 минут за спутниковыми картами, изучая и запоминая предстоящий маршрут. Все съезды, перекрестки, дороги. Даже при всем желании отвлечься за рулем я был не в состоянии. Разговаривать, а так же слушать я тоже не мог. Желание бросить все и пересесть обратно на метро было довольно ощутимым.

Немного о правилах. Ездить, нарушая правила, горздо сложнее, чем по ним. В этот  год я ездил только по правилам.  Нарушать не хотелось. Хотелось просто доехать.

Удовольствие за рулем? Нет, не слышал.

 

Год 2. Первые нарушения.

Спустя очередные 10 тысяч километров пробега, вместе с опытом, начала приходить уверенность. А вместе с уверенностью начинаешь получать удовольствие от вождения.

Когда сидишь за рулем иномарки (даже 10-ти летней) скорость чувствуется совсем по другому, нежели в отечественном автомобиле. 60 км/ч в иномарке на широких проспектах Москвы перестают пугать. Спустя год с момента получения прав я, как, наверное, многие начинающие водители, впервые начал превышать скорость. Вождение на скорости доставляло еще большее удовольствие.

Ярким воспоминанием того периода было чувство большой тревоги при виде автомобиля ДПС, или сотрудника на дороге. Это связано с тем волнением, которое ученик испытывает при сдаче на права, а так же с неизвестностью и потенциальными проблемами, которые сопровождают встречу с инспектором.

С трудом вспомнилась первая встреча с инспектором. Это было нарушение скорости в населенном пункте на междугородней трассе. Инспектора оказались обычными, нормальными людьми. Хотя это не мешало моим рукам слегка дрожать от волнения. Превышение было не критичным и прав меня не лишили.

Засада

Старые добрые времена: засады с «фенами» и штрафы по 100 руб. Источник: http://prikol.i.ua/view/614342/

Остановка за нарушение, даже если за этим не следуют какие либо санкции,  довольно неплохой профилактический инструмент. Однако чем больше опыт, тем короче срок действия такой профилактики. И вот уже через 25-50 километров начинаешь ехать с небольшим превышением, внимательно вглядываясь, не моргают ли встречные машины дальним светом, предупреждая о «засаде».

За рулем, особенно на трассе, водитель впадает в некий транс, состояние потока, и уже через 50 — 100 километров восприятие реальности меняется. Особенно сильно это замечаешь въезжая в знакомый город после трассы. Непредвиденные остановки сотрудниками ДПС, по первому времени, даже полезны и помогают выйти из состояния «транса».

Как водитель, я не застал времена штрафов по 100 рублей за обгон по встречной полосе. В те славные времена сплошная полоса на трассе была просто линией на дороге, а знаки делали, наверное, для удобства.  С введением  серьезных штрафов и лишений на дорогах стало гораздо безопаснее. И защищают они, в первую очередь, от самого себя.

Но если живешь в крупном городе, вроде Москвы — иногда нарушения бывают вынуждеными. Например, проехал поворот на сложней развязке, или кремлевскую набережную опять перекрыли, а в обратном направлении ни души.  В таких ситуациях я открыл для себя чудесную кнопку : «Аварийка». Запомни АВАРИЙКА спасет тебя в любой ситуации. Кнопка отключает все действующие правила (за исключением тех  за которые лишают прав, конечно).

Один раз потребовалось срочно везти одногрупницу в Боткинскую больницу с сильным порезом ноги, так как больница от института была в 5 километрах, машина стояла рядом и в памяти начали всплывать отрывки фильма «Перевозчик» — решил отвезти сам. И естественно пропустил съезд  на дублер Ленинградки. А следующий был ровно в 20 метрах после нужного поворота. В первый раз всегда страшно сдавать задом через 4 полосы в быстром потоке машин. Но после пары тренировок, из-за пропущенных поворотов, привыкаешь и к такому.

P.S. Уже после написания статьи узнал, что есть когнитивный эффект под названием «Нормализация отклонения». НУ — ситуация при которой люди привыкают воспринимать «небольшие» дефекты, как нечто допустимое и даже неизбежное. Феномен, например, стал главной причиной таких инцидентов, как крушение Шатлов «Колумбия» и «Челленджер». Помоему, вполне точно описывает ситуацию на дорогах.

СОВЕТЫ:

  1. Относитесь к ДПС спокойнее. За все годы не встречал «плохих» (за исключением принимавших экзамен) инспекторов, ни в Москве, ни за МКАДом;
  2. Всегда будьете вежливы на дороге. Особенно если нарушаете.
  3. Используйте аварийку. В отличии от мигалок на депутатских машинах — она реально работатет.
  4. Распечатайте и запомните штрафы за все нарушения. При желании погонять — прикидывайте стоимость поездки.
  5. Если п.3 не помог — помните, что в любое время суток на узкую городскую дорогу могут выбежать пешеходы. Даже на скорости 40 км/ч полностью оттормозиться, скорее всего, не получится. На скорости до 60 км/ч торможение позволит не убить человека. Все что выше — верная смерть. Сбить человека — самое страшное, что может случится с водителем. Помните об этом каждый раз, когда двигаетесь в городе, по дорогам без отбойников.

ЧАСТЬ 2.

Все части: Водительский опыт.

Нет комментариев